Как открыть юридическую фирму? 
пошаговая инструкция

Популярность и востребованность юридических услуг постоянно растет. Нуждаются в них и физические, и юридические лица. А потому открытие собственной юридической фирмыдальновидное решение, которое позволит поднять собственную практику на новый уровень.

Но организация бизнеса с нуля — задача не простая, требующая прежде всего грамотного планирования.
С чего начать?
О чем позаботиться в первую очередь?
Какие сложности и риски ожидают?

Ответы на вопросы в этой статье…

Мы постараемся ответить в этой статье на главные вопросы, беспокоящие тех, кто еще только собирается начать свое дело. Мы знаем насколько это трудно и рискованно, и представляем вашему вниманию пошаговый алгоритм, следуя которому вы набьете меньше шишек в начале своего предпринимательского пути:

Шаг 1. Анализ рынка и определение специализации

как открыть юридическую фирму

Выбор профиля практики, т.е. выбор специализации, — вопрос, определиться с которым лучше всего еще на этапе предварительного планирования. Специфика бизнеса профессиональных услуг в том, что здесь ценятся только узкие специалисты, а «общий профиль» вызывает меньше доверия у потенциального клиента.  Исходя из этого, в самом начале вашей практики мы рекомендуем определиться со специализацией.

Какие бывают виды специализаций?

Исходя из нашего опыта, а также из опыта наших Партнеров, можно пойти 2-мя основными путями, для того чтобы определиться со специализацией.

  1. По типу клиентов — обслуживание физических или юридических лиц. Самый простой вид специализации, который позволяет вам разделить клиентов на 2 большие группы и отказаться от одной в пользу другой.
  2. По сфере права — уголовное, гражданское, налоговое, таможенное и т.п. Более узкое деление, с профессиональной точки зрения. Вы можете также комбинировать и заниматься, например, банкротством только физических лиц.

Как выбрать специализацию и не ошибиться?

Универсального ответа на вопрос, как же выбрать профиль деятельности, не существует. Но есть минимум три подхода к этой проблеме, каждый из которых по-своему эффективен. Решайте, какой параметр станет основным для вас:

    1. Конкуренция.
      Выберите нишу с наиболее низкой конкуренцией. Для этого, конечно, придется сначала оценить рынок предложений в вашем регионе.
    2. Практический опыт.
      Уже есть практический опыт ведения дел в суде? Выберите ту сферу права, в которой вы прямо сегодня сможете показать потенциальному клиенту кейс успешных дел.
    3. Личные предпочтения.
      Остановитесь на наиболее интересной вам области права. Да, вы можете просто выбрать ту сферу, которая вам близка, интересна, в которой вам действительно хочется развиваться и работать. Личное отношение к работе — важный показатель для клиента.

Основная сложность выбора специализации в области профессиональных услуг заключается в том, что здесь невозможно полностью «прощупать» аудиторию, предложив ей дегустацию или тест-драйв услуг, чтобы понять, какая область наиболее востребована. Вы должны понимать, что, так или иначе, придется пойти на риск, а насколько он будет оправданным — покажет время.

Шаг 2. Составление бизнес-плана юридической компании

Бизнес план юридической фирмы

Создание юридической фирмы — это в первую очередь бизнес-идея, которая требует всесторонней проработки. Нужно оценить ее масштабы, планируемую эффективность, окупаемость, выяснить соотношение спроса и предложения, продумать и визуализировать услуги, которые вы собираетесь продавать клиентам, — словом, нужно понять, насколько идея пригодна для реализации. Для этого потребуется составить подробный бизнес-план.

Из чего состоит бизнес-план юридической фирмы?

    1. Описательная часть
      На этом этапе вы продумаете организационно-правовую форму, уточните специализацию и перечень услуг, определите требуемую площадь офиса, количество рабочих мест и т.д.
    2. Анализ рынка услуг и конкуренции
      Анализ рынка юридических услуг региона поможет вам не только определиться с собственной специализацией, но и выявить слабые места конкурентов, чтобы сделать вашу фирму лучше.
    3. Маркетинговый план
      Вложения в маркетинг являются едва ли не важнейшей частью бизнес-плана для сферы профессиональных услуг. Вы должны четко понимать, что предлагаюмую вами услугу нельзя увидеть, потрогать, попробовать. Единственный реальный путь привлечения клиентов — рекламная кампания, которая, безусловно, должна быть продуманной с первого дня существования фирмы (а лучше начать нарабатывать потенциальную аудиторию еще до открытия!).
    4. Финансовый план
      Подробные финансовые расчеты — сколько планируется потратить и сколько получить.
    5. Оценка рисков
      Важно не только продумать, какие риски наиболее вероятны для будущей юридической фирмы, но и к каким последствиям они могут привести, а также каким образом их устранять.

Бизнес-план поможет вам «разложить по полочкам» все свои задумки и сразу оценить все возможные риски и вероятности потери инвестированных в дело средств.

Шаг 3. Офис юридической компании

Как открыть юридическую фирму?

Прелесть юридического бизнеса в том, что открыть кабинет для работы вы сможете даже у себя в квартире. Мы говорим о том, что офис, особенно на начальных этапах, вообще не является необходимостью. Первостепенная задача — поиск клиентов. Зачем вам офис, который будет пустовать?

Более того, при правильном подходе отсутствие офиса может даже стать вашей «фишкой»: вы предложите клиенту встречу на удобной для него территории. Особенно это актуально, если планируется работа с юридическими лицами.

Сложнее, если вы предпочли работу с «физиками». Простым людям с серьезными личными проблемами крайне важно, чтобы компания внушала доверие. А встречают, конечно, по одежке, т.е. по внешнему виду кабинета специалиста. В этом случае вам для начала подойдет коворкинг в центре города. Аренда будет сравнительно недорогой, а вы получите «офис с отличным местоположением», куда будет удобно добираться на общественном транспорте.

Совет: при выборе местоположения офиса учитывайте наличие поблизости нотариальной конторы, государственного многофункционального центра и прочих организаций, которые могут оказаться полезными вам и вашим будущим клиентам.

Шаг 4. Оборудование

как открыть юридическую фирму

Нематериальный характер оказываемых услуг хорош еще и тем, что для осуществления эффективной деятельности не потребуется сложное и дорогостоящее оборудование. В сущности, даже не слишком важно качество оргтехники. Доход здесь приносят знания и квалификация сотрудников.

Для начала работы — а мы говорим в этой статье именно о том, как начать строить свою юридическую фирму с нуля — вам потребуются:

  • стол,
  • стул,
  • компьютер,
  • принтер,
  • телефон.

Такой нехитрый набор «офис молодого юриста» есть в любом коворкинг-центре или бизнес-инкубаторе. Вам остается лишь выбрать и арендовать свой первый кабинет для работы.

Шаг 5. Персонал юридической фирмы

как открыть юридическую фирму

Бюджета с лихвой хватило на все предыдущие пункты и вы хотите сразу вложиться в расширение штата? Тогда можно нанять секретаря, бухгалтера, личного помощника и технический персонал, конечно же. Но погодите-ка…

А зачем они вам, если вы еще только стоите на пороге начала собственного бизнеса и не уверены в завтрашнем дне?

Юридической фирме нужны в штате специалисты, имеющие профильное образование, хотя бы минимальный опыт практической деятельности и статус адвоката, если уголовное право планируется как основная или одна из специализаций. Все остальное — по мере развития.

Шаг 6. Маркетинг юридической компании

маркетинг юридической фирмы

Маркетинг — это система привлечения новых и удержания уже существующих клиентов вашего бизнеса профессиональных услуг. Именно грамотная маркетинговая стратегия позволит юридической фирме развиваться быстро и в строго положительной динамике.

Будем честны, привлекать клиентов в бизнес профессиональных услуг сложно.

Сложно потому, что объективно оценить качество услуги нельзя, как и дать на нее 100% гарантию. А хороший маркетинг, который, к слову, даже не требует каких-то баснословных вложений, позволит убедить потенциального клиента, что ваша услуга ему необходима, что именно вы решите его проблему.

Представьте: сегодня вы зарегистрировали юридическое лицо, и, по сути, ваша фирма уже начала существовать… А что делать дальше? Где и как искать клиентов? Чем привлекать их?

Растерялись?

Предлагаем  маркетинговый «План минимум» для новичков:

    1. Продающий юридический сайт.
      Интернет-пространство — перспективная площадка для развития бизнеса юридических услуг. Персональный сайт — инструмент, одновременно служащий как для прямого привлечения клиентов, так и в качестве сарафанного радио.
    2. Генерация трафика.
      Эффективным продающим инструментом сайт делает стабильный поток целевых посетителей. Привлечь этих посетителей помогут различные инструменты маркетинга: например, контекстная и таргетированная реклама. Что это такое и как работает, мы уже рассказывали в предыдущих статьях.
    3. СМИ.
      Публикации в СМИ не теряют своей актуальности. Заинтересовавшись прочитанным материалом и увидев в нем личную проблематику, читатель (а точнее уже ваш потенциальный клиент) обязательно постарается выйти на связь с автором. Кроме того, публикации в СМИ подтверждают вашу компетенцию в глазах клиентов.
    4. Выступления.
      Публичные выступления позволяют наглядно демонстрировать экспертность и квалификацию, нарабатывая себе имя и статус специалиста.

Вся деятельность должна быть направлена на запоминаемость и узнаваемость вас как профессионала в области юридических услуг, то есть на создание вашего личного бренда. Продуманная и проработанная хотя бы на год вперед система маркетинга — вот залог успеха молодой юридической фирмы.

Подводя итоговую черту, мы еще раз напоминаем, что открытие собственного дела — процесс трудоемкий и достаточно долгий. Здесь важно перспективное планирование всех аспектов и направлений работы: от анализа рынка и выбора специализации до составления полноценного бизнес-плана и выбора маркетинговой стратегии.

Наш главный совет новичкам: Не распыляйте ресурсы!

Аккумулируйте их в привлечение клиентов, методично и уверенно выстраивая личный бренд, который будет работать на вас долгие годы.

Понравилась статья? Сохрани в своей соц. сети:
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после одобрения модератором.

© Все права защищены, «Лаборатория Юридического Маркетинга», 2015 г.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять