Зачем открывать свою юридическую практику? Интервью с Русланом Коблевым.

Меня очень часто спрашивают, стоит ли открывать свою юридическую фирму? Как привлечь клиентов? Что самое важное, чтобы начать свою юридическую практику?

Именно с этими вопросами я и обратился к Руслану Коблеву, управляющему партнеру «Коблев и Партнеры», взяв у него интервью.

 Краткая справка:

 Коблев Руслан Пшимафович.

 Член Адвокатской палаты города Москвы. Управляющий партнер адвокатского бюро “Коблев и партнеры”. Родился в 1966 году. Высшее юридическое образование получил в 1989 году на юридическом факультете Военного института МО СССР (Военный университет МО РФ). Проходил службу в органах военной прокуратуры. Имеет опыт следственной работы.

 С 1994 года занимается адвокатской практикой.

Кандидат юридических наук. Президент Московского клуба адвокатов.

 Адвокатское  бюро “Коблев и партнеры” занимает 39 место в рейтинге ПРАВО300.

_____________________________________________

 -Руслан, я часто слышу от Ваших коллег, особенно молодых, что открыть сейчас юридический бизнес нереально, что огромная конкуренция на рынке. Они говорят: «Вот раньше в 90-е, можно было работать»…  Руслан, у вас опыт есть и в 90х и 2000ых, чтобы Вы могли сказать по этому поводу?

 — Я уверен, что это в корне не так. Я думаю, что как раз сейчас и стоит открывать юридический бизнес, потому что пришло время цивилизованного рынка и чем больше будет появляться новых компаний,  чем больше они будут укрупняться и сливаться, тем активнее будет происходить развитие российского юридического рынка.

В 90-х было время так называемых «коллег-решальщиков», рынок был дикий, арбитражные суды выносили порой взаимоисключающие решения, консультировать по налогам не имело смысла, потому что всегда можно было решить вопросы коррупционным путем.

Я полагаю, что сегодня более подходящее время для строительства адвокатских фирм, нежели в 1990-ые годы. И несмотря на то, что среди коллег распространено мнение о том, что действующий Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре мешает этому, я убежден, что даже в рамках данного Закона можно организовать адвокатскую фирму.

— Руслан, Вы используете терминологию  «бизнес-адвокат», «Адвокатская фирма». Как Вы считаете, адвокат должен обладать бизнес навыками, например,  навыками  маркетинга, построение команды, продаж?

 Начнем с того, что я сам адвокат и практикую с  1994 года. Первое организованное мною адвокатское бюро начало свою деятельность с 1997 года как учреждение Московской городской коллегии адвокатов. Тогда ни у кого из партнеров бюро не было не то что навыков маркетинга, но и вообще понимания о том, как должна быть организована полноценная адвокатская фирма, а действующее на тот момент законодательство и вовсе не предусматривало иного адвокатского образования, кроме юридической консультации.  Следует заметить, что до сих пор можно наблюдать определенный антагонизм между европейскими и американскими адвокатами в подходе к строительству юридического бизнеса. В Европе это небольшие профильные компании, в США — крупные юридические фирмы.

На мой взгляд, нам ближе европейский подход, при котором  адвокатская фирма ведет дела небольшого количества клиентов.  Для адвокатов таких фирм должен быть специфический маркетинг, основанный на системе рекомендаций.

Если же это более крупное адвокатское образование, которое занимается бизнес -консультированием, то оно должно использовать все атрибуты развития бизнеса,  безусловно, включая и маркетинг.  Считаю, что в этом нет ничего страшного.

Однако необходимо также понимать, что у нас большинство коллег еще вообще не научилось создавать сами адвокатские образования, будь то бюро или коллегия. Поэтому  все маркетинговые технологии нужны тем, кто хотя бы прошел первый этап на пути к самостоятельной практике, как создание своего бренда и выстраивание технологии работы с клиентами.

Руслан, если мы строим адвокатскую практику с элементами бизнеса, как Вы считаете, какие инструменты привлечения клиентов  наиболее актуальны?  С чего начинать маркетинг молодой компании у которых нет  рекомендаций?

 Очень многое зависит от направления самой практики. В зависимости от этого алгоритмы привлечения клиентов будут совершенно разными. Если это уголовная практика, где объединилось несколько  адвокатов, то им ни в коем случае нельзя рекламировать свой бизнес и привлекать клиентов посредством, например, микроавтобуса у СИЗО. Лично я против баннеров на улице и активной рекламы адвокатов по уголовным делам.  Не нужно заново изобретать велосипед,  ведь он уже давно выдуман американцами.  Основными инструментами привлечения клиентов являются:  участие в профильных конференциях, написание статей, книг, пособий, комментарии в прессе. Потребители должны знать, что перед ними специалисты в  своей области.  В «Коблев и Партнеры» мы никогда не будем создавать те практики, которые нам не свойственны.

— Руслан, а какое Ваше отношение к личному пиару адвоката? 

 Положительное!  Это кропотливая работа, требующая усилий и вложения в адвоката.  Однако не стоит забывать, что главный пиар адвоката – это  значимость дел, которые он ведет.

-Руслан,  чтобы Вы пожелали нашим  читателям, особенно молодым специалистам, кто планирует начать свою частную практику? 

 Нужно начинать со специализации!  Нужно понять, кто будет этими Первым, Вторым и Третьим клиентом, кто позволит Вам почувствовать уверенность в профессии.  Мне кажется, что нужно начинать именно с этого, объяснив клиенту почему Вы, молодые и энергичные, справитесь с задачей лучше, чем кто-либо иной в данном сегменте.

— Руслан, ну и напоследок, ради чего стоит начинать свой юридический бизнес?

 Ради конечного результата – созданного тобой профессионального объединения коллег, а также результата, которого мы достигаем в работе над сложными делами!  Клиенты всегда увидят, как вы работаете! Они оценят вашу работу. Мы начинали именно с этого — обжаловали решения даже тогда, когда коллеги говорили «Да зачем вы это делаете? Перспективы нет». Мы всегда стремились строить свою работу вокруг клиента, чтобы клиент работу видел и ценил!

Коментарии (5)

  1. Истомин Артем |

    Специализация — это то, чего большинство юристов вокруг меня боятся как огня. Специализация означает развитие «вглубь» выбранной отрасли права, а это не так интересно, как «вширь». Дайте мне разные и интересные задания из всех отраслей права -вот обычная просьба сотрудника.

  2. ЮА "Ваше Право" |

    Начиная юридический бизнес, тяжело сразу «поднять специализацию» и работать исключительно в специализированной сфере. Для того, чтобы удержаться на плаву приходится браться и за несвойственные дела и радоваться любому клиенту. Поэтому я считаю, что выбор и работа исключительно в одном направлении не совсем правильно, необходимо развиваться, как сказал коллега «в ширь», но при этом не забывать о приоритетном направлении своей практики.

  3. Татьяна |

    «……………….обжаловали решения даже тогда, когда коллеги говорили «Да зачем вы это делаете? Перспективы нет». С какой целью обжаловать такие решения????????? Как-то»пахнет»мотивом- деньги любой ценой.

    1. Иван |

      Вариантов, на мой взгляд, три:
      1. Пессимистичный — «навязать» услуги и заработать денег. Вижу такое сплошь и рядом.
      2. Оптимистичный — надежда на изменение / отмену судебного постановления. Удивительно, но нередко под возгласы «это бесполезно» действительно отменяются судебные акты всех инстанций, которые поддерживали решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований. Например, дело А40-106575/2011.
      3. Реалистичный — стремление показать клиенту, что о нём заботятся, и за его, клиента, интересы бьются до конца, до достижения желаемого результата или исчерпания возможностей этот результат достичь .

Добавить комментарий для Истомин Артем Отменить ответ

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
telegram whatsapp
Бесплатная
консультация