Есть старая притча: В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:
— Какие люди здесь живут?
Старик, в свою очередь, спросил у юноши:
— А какие люди живут там, откуда ты пришел?
— Куча эгоистов с плохими помыслами, — ответил молодой человек.
— Таких же и найдешь здесь, — сказал старик.
В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:
— Какие люди живут в этом месте?
Старик в ответ задал тот же вопрос:
— А какие люди живут там, откуда ты пришел?
— Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.
— Таких же и найдешь здесь, — сказал старик.
Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил:
— Как ты мог дать два столь разных ответа на один и тот же вопрос?
На что старик ответил:
— Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.
Что мешает вам стать брендом?
Если вам что-то не нравится в окружающем мире, то больше всего нас расстраивает не само явление, а наше мнение о нем.
Эта притча характеризует такое понятие, как картина мира. Картина мира — это комплекс ваших личных представлений о сущности вещей, происходящих вокруг. Окружающий нас мир ровно такой, каким мы его воспринимаем. И далеко не факт, что другой человек то же явление или событие воспримет так же однозначно.
К сожалению, многих юристов и адвокатов отделяет от построения бренда их неадекватная картина мира. Если вы согласны хоть с одним из следующих утверждений, то я бы провел аудит вашей картины мира на предмет ее адекватности:
- «Я не готов строить личный бренд».
- «Строить личный бренд очень дорого. У меня нет таких денег».
- «Я слишком молод/стар для этого».
- «Мне нужно больше опыта».
- «Я из простой семьи. Такие люди, как я, не смогут построить личный бренд».
Страх провала
Страх провала. Мы все с вами чего-то боимся. Есть простые общечеловеческие страхи, например страх смерти или потери близких. Есть страхи профессиональные, то есть те, которые непосредственно относятся к вашей работе. Одним из сильнейших страхов, которые мешают вам создавать бренд, является боязнь провала. Что со мной будет, если я начну строить свой бренд и у меня не получится?
С детства нас приучили к тому, что нельзя ошибаться, что ошибка — это плохо. Вспомните, если вы приносили домой с учебы двойку или тройку, вас ругали. Если вы начинали мыть посуду и разбивали тарелку, вас могли тоже отругать. Наша культура такова, что ошибки не поощряются. Человек, который совершил ошибку в жизни, нещадно критикуется. Подобный культурный катаклизм привел к тому, что мы чертовски не любим ошибаться, мы панически боимся ошибок.
Проблема в том, что при всем понимании, что ошибки — это всего лишь часть процесса обучения, многие очень подвержены страху провала. И у многих юристов он настолько силен, что парализует их действия. Иногда даже смотреть странно, когда опытный адвокат по уголовным делам не хочет выступить по телевидению или опубликовать статью, просто заявляя: «А вдруг у меня не получится?»
Что мешает вам стать брендом: страх оценки
Страх оценки. Расскажу одну грустную историю. Работали мы как-то с адвокатом из центральной части России. Адвокат прошел у нас рабочую группу, зарядился идеями юридического маркетинга. Сделал себе хороший сайт, написал продающие тексты. На этом он не остановился, а стал активно писать легкие, понятные для клиентов статьи и размещать их в Интернете. Так как в его небольшом городе никто до этого так не делал, к нему начали обращаться люди. Казалось бы, живи и радуйся. Нет, на одном из собраний местной адвокатской палаты его вызвали, начали журить. «А что это у вас, уважаемый, такие тексты необычные на сайте? Да и статьи какие-то вы странные распространяете…» В общем, все его инициативы были в пух и прах разнесены коллегами.
В чем мораль этой истории? Любые попытки строить свой личный бренд приведут вас к тому, что вам придется выделяться. В итоге вы добьетесь других гонораров и другой категории клиентов. Будут ли вас после этого любить коллеги по цеху? Практика показывает, что нет. Они не просто будут не любить вас, но и еще станут критиковать вас. Таковы законы жанра. Авраам Линкольн в свое время сказал: «Не пинают только дохлую собаку». То же самое и в юридическом бизнесе. Я еще ни от одного адвоката не слышал лестных отзывов о Павле Астахове, Михаиле Барщевском или Андрее Князеве.
Вопрос всегда стоит ребром: что для вас важнее? Отсутствие критики или яркий построенный бренд со всеми вытекающими последствиями? В любом случае решать только вам.
P.S. Не знаете, как начать привлечение клиентов в юридическую практику?Подпишитесь бесплатно на нашу электронную газету «Как привлечь клиентов юристам и адвокатам?» . Пройдите по ссылке e-gazeta.jurmarketing.ru