
ведение маркетинга
в юридической компании?
Давайте рассмотрим, кому поручить ведение маркетинга на практике. На сегодняшний день в юридическом бизнесе я наблюдаю несколько жизнеспособных решений. Какое решение выбрать напрямую зависит от избытка финансового ресурса. Говоря проще, много денег — можно заниматься аутсорсингом маркетинговых задач. Денег нет? Тогда придется вникать во все самому и распределять задачи на команду.
Кому поручить выполнение маркетинговых задач в юридической компании? На практике мы сталкиваемся с тремя вариантами решения этого вопроса. Мы рассмотрим варианты в порядке возрастания затрат. Итак, какие варианты у вас есть:
Самый простой (и, как итог, самый дешевый) вариант. Фактически вы должны взять на себя роль маркетолога в своей компании. Что это означает на практике? Вы должны контролировать весь процесс маркетинга — от разработки стратегии до пинания нерадивых дизайнеров и директологов.
Маркетинг начинает отнимать у вас кучу времени плюс маркетинговый продукт, который вы получаете на выходе оставляет желать лучшего. Все-таки вы не маркетолог и вы не можете, например, качественно принять работу дизайнера.
В то же время этот вариант маркетинговой работы характеризуется минимальными затратами. По факту у вас нет нагрузки в виде зарплаты маркетолога и вы сотрудничаете со всеми подрядчиками на краткосрочной основе. Есть задача — платите, нет задачи — не платите.
Работу по данной схеме я рекомендую вам в двух случаях. Когда вы на старте и экономия денежного ресурса для вас объективно ценнее качества создаваемых маркетинговых материалов. Практика показывает, что в таком формате можно вполне осознанно выйти на первые 1–1,5 млн рублей в месяц.
Обладателям юридического бутика
Описанная выше схема работает, если вы строите свою компанию по принципу юридического бутика. У вас есть ограниченное количество клиентов, с ними налажены тесные взаимосвязи, в таком случае вы можете реализовать свой маркетинг сами.
Вы в состоянии разработать хороший имиджевый, а также сделать несколько презентаций. По большому счету, вам будет этого достаточно.
Вы начинаете расти, выручка возрастает, и вы понимаете, что объективно не можете уделять маркетингу адекватное количество времени и усилий. Далее вы встаете перед задачей передать маркетинговую функцию на аутсорсинг.
По большому счету, у вас два варианта: нанять компанию на маркетинговый аутсорсинг или взять в штат менеджера по маркетингу. Давайте рассмотрим эти два варианта и начнем с найма аутсорсинговой компании.
Если говорить о рынке аутсорсинга услуг по юридическому маркетингу в СНГ, то ситуация год от года мало меняется. Тут я не хочу рисовать, но по факту Лаборатория Юрмаркетинга остается единственной компанией, кто работает в данном направлении. Поэтому не сочтите за рекламу, но я буду рассказывать об этой работе на примере нашей компании.
О плюсах работы по аутсорсингу мы поговорили, но у любого решения, есть и минусы.
Когда объем маркетинговых задач возрастает, бывает эффективнее нанять менеджера по маркетингу в штат. Штатный сотрудник всегда рядом, он может хоть ежедневно участвовать в оперативных совещаниях с руководством.
1. Сложно найти квалифицированного специалиста
Я никого не удивлю, что у нас проблема найти квалифицированного специалиста. Отрасль маркетинга тут не исключение. Я достаточно часто провожу собеседования с маркетологами. К сожалению, большинство из них имеют исключительно фрагментарные представления о маркетинге. Плюс даже эти представления на практике часто представляют собой некоторый микс теоретических знаний, даваемых в современных институтах и университетах.
Например, я, принимая специалиста на работу, не жду от него увеличения моих продаж, но некоторый пошаговый план он должен мне предоставить. Что мы будем делать первое? А второе? А третье? Зачем мы это будем делать? На практике на этих вопросах большинство претендентов начинают «плавать».
Если же говорить об опыте маркетологов в продвижении юридических фирм, то его практически нет. Отрасль юридического маркетинга все эти годы так и находится в младенческом состоянии.
2. Дороговизна сотрудников
Будем откровенны, нанять адекватного маркетолога достаточно дорого. Например, в регионах ЗП адекватного маркетолога колеблется в районе 35–50 тр. В Москве же стоимость сотрудника значительно выше.
Также мы не будем забывать, что одной зарплатой тут не отделаешься. Нужно еще платить налоги, оплачивать отпуска и больничные, а также содержать рабочее место.
3. Одним сотрудником не обойтись
Ну и главное: один маркетолог мало что сможет. На рынке не бывает (и даже не стоит пытаться найти) универсальных специалистов. Маркетолог должен выстроить некоторую стратегию, а далее ее реализовать на практике с помощью труда узких специалистов.
У управляющих партнеров юридических фирм я часто вижу утопическую идею. Вот возьму себе я маркетолога, он мне и дизайн сайта нарисует, и контекстную рекламу настроит, и мероприятие проведет. К сожалению, рынок подобных «универсальных солдат» не предоставляет.
Высший пилотаж в области освоения юридического маркетинга — организовать свой отдел маркетинга. К сожалению, тут все достаточно грустно, так как выручка средней юридической компании не позволяет содержать в штате свой отдел маркетинга.
В моей практике я сталкивался всего с тремя профессиональными маркетинговыми отделами в юридических компаниях.
Выбирайте самый удобный способ построения маркетинга в вашей юридической компании.
Но мы рекомендуем все же снимать с себя эту зону ответственности и делегировать профессионалам.